Персональный сайт воспитателя Абибулаевой Лейли Энверовны

Эколята. Конспект занятия «Времена года»

20 ноября 2020

Цель: Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.

Задачи: - Закрепление знаний детей о характерных признаках времен года;

-Закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях;

-Формирование умений отвечать на вопросы, отгадывать загадки;

- Увеличение познавательной активности.

Оборудование и материалы: Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов.

 

Ход:

I. Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями. Как приятно держать друг друга за руку. Улыбнитесь друг другу. Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского. Слушаем загадку, о каком времени года?

1 остановка: Прошло лето, а за ним… П

усты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

• Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Ребятки, назовите осенние месяцы? ( Сентябрь, октябрь, ноябрь).

– Какие признаки осени вы знаете? (Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).

Воспитатель: – Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (Листопад).

Воспитатель: – А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.

Физкультминутка

Воспитатель: Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим.

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Тихо полетели на свои стульчики.

Воспитатель: – Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.

– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь.

– Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.

Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик). (Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)

Воспитатель: – Как звери готовятся к зиме? (Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)

Воспитатель: – Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой? (Заяц, белка).

– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие и следующая загадка.

Воспитатель загадывает загадку: Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой) (Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

Воспитатель: – Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете? (На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку)

Воспитатель: – Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка. – Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.

Физкультминутка

1,2,3,4

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень сладкий,

И совсем, совсем не сладкий,

Раз - подбросим

Два – поймаем,

Три - уроним,

И - поймаем.

– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.

Воспитатель загадывает загадку: Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку

И по снежку, и по цветку. (Весной) (Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

Воспитатель: – Какие признаки весны вы знаете? ( Природа просыпается, теплее греет солнце, бегут ручьи, появляются проталины, на крышах образуются сосульки, появляется первая травка, на деревьях набухают почки, начинают распускаться листья, выползают из норок насекомые, прилетают птицы (грачи, скворцы, журавли), начинаются первые теплые дожди, люди снимают шубы).

Воспитатель: – Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название – первоцветы.

– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.

Воспитатель: – Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?

Воспитатель загадывает загадку: Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться … (Лето) (Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)

- Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето? (веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

– Предлагаю превратиться в бабочку.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется, (покружиться)

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, а наше путешествие закончилось.

Что мы делали, что вам понравилось?

- Перечислите последовательность времён года.

Ребята, а сейчас давайте посмотрим видеоролик о временах года.

Оставить комментарий: